Главная » Статьи » Статьи » Мифические животные

Драконология. Месопотамия

О чем вы думаете, когда слышите слово дракон?

Все наверняка знают, что дракон – чудовище, которое существует, пожалуй, во всех известных мифологических системах. И обычно сразу вспоминаются истории, в которых его основное занятие – воровать и захватывать золото. Далее он сваливает награбленное в самый дальний угол своей пещеры и спит на этой куче. Любит есть людей, а особенным лакомством для него являются девственницы.

Но все далеко не так просто. В мифологии разных стран есть совершенно разные драконы, отличающиеся друг от друга не только внешне, но и историей происхождения и силами, которыми они обладают. И в своих следующих статьях я постараюсь наиболее подробно рассказать обо всех.



Начну я, пожалуй, с земель древней Месопотамии. Говорят, человеческая цивилизация зародилась именно здесь – в узкой полосе плодородной земли между двумя великими реками – Тигром и Евфратом, и поэтому другое название этого места – Междуречье. Напомню, что это была земля древней Вавилонии, которая в свою очередь делилась на две части. Северную – Аккад, и южную – Шумер. А на северо-западе Месопотамии находилась древняя Ассирия. Много чудес можно обнаружить на этой древней земле, но нас интересует только одно – драконы.

Итак, что можно сказать о Древнейших Драконах Земли?

В каждом древнем мире по естественным причинам непременно воспевалась битва бога и змея. Конечно, древнейшая из стран тоже воспевала такую битву.

В стародавние времена, когда все еще было лишено формы, возникли два первозданных существа. Одно из них, мужского пола, Апсу (Абзу) стало править пресными подземными водами (целым океаном таких вод) и пустотой. Другое же, женского пола, по имени Тиамат, стало править солеными водами (мировым океаном) и хаосом.

Тиамат была драконом с челюстями крокодила, львиными клыками, перепончатыми крыльями, как у летучей мыши, лапами ящерицы, орлиными когтями, питоньим телом и воловьими рогами (что, конечно, немного противоречит понятию "нет формы", но представлять себе пустоту в те давние времена люди еще не умели). Тиамат смешала свои воды с Апсу, тем самым дав начало миру.

Когда наверху не названо небо,
А суша внизу была безымянна,
Апсу первородный, всесотворитель,
Праматерь Тиамат, что все породила,
Воды свои воедино мешали.
Тростниковых загонов тогда еще не было,
Тростниковых зарослей видно не было,
Ничто не названо, судьбой не отмечено.
(Перевод В. Афанасьевой)


У Апсу был мудрый советник, олицетворяющий порядок и разум, – Мумму. От соединения Апсу и Тиамат возникли первые боги-стихии – Лахму и Ла-хаму. От них появились бог Аншар и богиня Кишар, а от них – Ану, Энлиль и Эйя. Все эти боги были молоды, шумны, деятельны. Они старались навести в мире порядок и сильно досаждали престарелым первобожествам. Причем настолько, что Апсу решил убить своих неугомонных отпрысков с помощью верного Мумму. Мудрый Эйя разгадал этот замысел. Он заколдовал Мумму, и с помощью магических заклинаний усыпил, а затем убил Апсу. Части тела Апсу Эйя использовал для того, чтобы возвести на них свое жилище. Здесь-то и родился «ребенок-солнце», будущий великий Мардук.

Тем временем Тиамат, разгневанная убийством мужа, решила отомстить богам. В неистовом гневе она произвела на свет новое потомство – одиннадцать ужасных чудовищ, желая, чтобы они уничтожали богов. Это были гигантские змеи и покрытые сверкающей чешуей драконы, похожие на саму Тиамат, демонические львы, скорпионо-люди, человеко-псы и человеко-рыбы с ядом вместо крови. Во главе их она поставила Кингу – самого свирепого и беспощадного из своих слуг. На грудь ему она возложила скрижали судьбы Вселенной, провозгласив его своим супругом.

Когда боги собрались на совет, чтобы решить, как им спастись от Тиамат и ее войска, выступил младший из них – Мардук. Он сказал, что готов сразиться с врагами, но в случае победы боги должны признать его своим господином. Боги, конечно, возмутились. Но узнав, что Мардук может одним словом зажигать и гасить звезды на небе, примирились с неизбежным решением и вручили Мардуку символы власти.

Вооружившись палицей, сетью, ядом, луком со стрелами и пучком сверкающих молний, взошел воитель на грозовую колесницу, запряженную четверкой быстрых как ветер, свирепых коней, и отправился навстречу врагу в сопровождении четырех небесных ветров и семи специально им же созданных бурь. Мардук был силен, мудр, могуч и имел все качества, положенные будущему верховному богу. Кстати, сам он дышал огнем и имел четыре глаза и четыре уха.

Когда это услыхала Тиамат,
В мыслях помутилась, потеряла рассудок.
Взревела, вверх взвиваясь, Тиамат,
От подножья до верха сотряслась ее туша.


Собрала она армию чудовищ.


Остры их зубы, их клыки беспощадны!
Она ядом, как кровью, их тела напитала,
В Ужас драконов свирепых одела,
Окружила нимбами, к богам приравняла.
Если в битву пойдут, то уже не отступят!
(Перевод В. Афанасьевой)


Надо сказать, что Мардук действительно был умен и не стал тратить силы на битву со вторым поколением Тиамат, а стал искать ее саму. И искал он ее повсюду, размахивая сетью, пока наконец не изловчился поймать в бездне (напомню, что земли и неба еще не было). Тогда он приказал четырем ветрам дуть Тиамат в пасть, чтобы она не могла закрыть рот, а сам, прицелившись, поразил ее стрелой, которая, пролетев меж ее отверстых челюстей, вонзилась в сердце. Заодно Мардук тут же убил чудовище Кингу, который был мужем Тиамат, и забрал у него таблицы судеб, что позволило ему стать правителем Вавилона и просто дало мировое господство.

Смерть Тиамат повергла ее отпрысков в ужас, и они, не помышляя более о битве, попытались спастись от Мардука бегством. Но воитель изловил их всех своей сетью и, заковав в цепи, заточил в аду. Затем он начал создавать мир – рассек тело Тиамат на две части и из верхней создал небесный свод, закрывающий верхние воды. В нем он устроил ворота с запорами, поставив стражу, которой запрещено было без разрешения Мардука отпирать ворота, давая возможность небесным водам изливаться на землю. Из нижней половины тела Мардук создал землю, имеющую вид полукруглой чаши, и прикрыл ею нижние воды.

В небесных чертогах поселил он бога Ану, а земные воды отдал во владение отцу своему Эйя; Энлиль стал повелевать воздухом и ветрами. Начертал Мардук на небе созвездия. Ночь он отдал во владение богу Луны Сину, одарив его светлой короной, а день – Шамашу, богу Солнца, лучи которого поражают демонов и устрашают злодеев. Всех богов поделил он на триста небесных и триста земных и подземных, определив каждому то, за что он ответственен.

Учредив порядок в мироздании, Мардук мог бы спокойно существовать в своем небесном дворце, если бы не ропот богов, которым пришлось нести бремя забот и хлопот. Решил тогда Мардук сотворить существ, которые могли бы позаботиться о богах, «дабы боги жили в мире, радующем их сердца». Из крови Кингу и глины, взятой у Эйя, вылепил он первых людей. Они были похожи на богов, но не обладали их силой и бессмертием. Людям Мардук повелел всегда служить богам, которые с той поры живут беззаботно.

Кровь соберу я, скреплю костями,
Создам существо, назову человеком,
Воистину я сотворю человеков.
Пусть богам послужат, чтоб те отдохнули.


Так в представлении первых, осмысливших тайну возникновения мироздания людей был сотворен наш мир из первозданного хаоса.

Заметим, что подобные мифы быстро перекочевали во все страны мира. Вспомним, например, как бог времени Хронос пожирал своих детей, дабы они его не убили, пока все же мальчику Зевсу не удалось выжить и убить его самого. Видимо, действительно Месопотамия подтолкнула культуру всего мира к множественным пересказам истории "своими словами" в собственных мифологиях.

Почти такие же сказания о возникновении вселенной сложились и в других странах, даже весьма удаленных от Вавилона – в Индии и Дании, например. В самом же Вавилоне история битвы с первым драконом каждый год зачитывалась народу, чтобы люди помнили о своих истоках и о началах мира, в котором живут, и чтили первого драконоборца, победившего исчадие тьмы.

Однако, это не единственная, конечно, история о драконах в Месопотамии. Древнейшая иранская книга "Зенд Авеста" описывает исполинского трехголового дракона Ажи-Дахака (Зохака). Одна из его голов – человеческая. Он – главный друг демонов. Внешний вид его был таков:

Трехпастный, шестиглазый,
Коварный, криводушный…
(Перевод И. Стеблина-Каменского)


Легенды древнего Вавилона, перешедшие в Зороастрийские Писания, утверждают, что человеческая голова означает человека, а две змеиные или драконьи – символы мудрости и магических сил. В этой же книге появляется и первый "рыцарь" – драконоборец Траэтаона, который ,конечно же, поразил злобного дракона. Но победа Траэтаоны над Ажи-Дахака не окончательная. Ажи-Дахака будет закован в цепи и подвешен в вулканическом жерле священной горы Демавенд. Перед концом мира он вырвется на волю и снова воцарится на короткий срок.

Конечно, многие из вас слышали о легендарном герое Гильгамеше и друге его Энкиду. Однажды они ходили в кедровый лес, чтобы сразить чудовищного великана Хумбабу, не дававшего проходу всем древним шумерам. Хумбаба – «существо с семью «шейными одеяниями», семью ужасами, каждое из которых самостоятельное полубожественное существо, а вместе они составляли подобие гигантского дракона. Конечно, драконом его можно считать лишь с большой натяжкой и разве что в смысле психологии, но все же это создание тоже считается драконом.



На этом я хочу закончить свою первую статью из цикла Драконологии. Надеюсь, вам было так же интересно узнать о Первых Драконах и их происхождении. В своей следующей статье я расскажу вам о драконах не менее древней, Китайской цивилизации.

Категория: Мифические животные | Добавил: lone_wolf (05.01.2017)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
§