Главная » Статьи » Статьи » Мифические животные

Драконология. Китай
Восточный дракон не является ужасным монстром, плодом средневекового воображения. На Востоке он является гением и символом силы и доброты. Дракон - это дух изменения, а поэтому дух самой жизни... Он скрывается в пещерах неприступных гор, или погружается в недоступные глубины моря, ожидая там времени пробуждения и действия. Он раскрывается в грозовых тучах, он умывается своей гривой во мраке бурлящих водоворотов, его когти в изгибах молний; его чешуя начнет искриться в коре сосновых деревьев. Его голос слышится в урагане, который катится по ослабевшему лесу, пробуждая его к новой весне.
Okakura


Но с чем же связано такое отношение к этим мифическим существам?

Драконы занимают огромное место в мифологии Китая. На протяжении почти всей истории существования Китая драконов почитали в каждом населенном пункте, деревне и городе, в честь драконов жгли благовония и делали жертвоприношения.Значение этого мифического существа в жизни китайского народа настолько велико, что к VII веку до нашей эры изображения драконов встречалось на всех одеждах, музыкальных инструментах, рукоятках мечей, посуде, а также на различных архитектурных сооружениях: в храмах, во дворцах, на мемориальных обелисках, на древних сооружениях, на стенах крестьянских домов (в виде картинки или вырезки из бумаги).

Но с чем же связано такое отношение к этим мифическим существам?

А дело все в том, что китайцы верят, что драконы их прародители, и китайцы произошли от них в буквальном смысле. По поверью именно драконы – основоположники цивилизации на Земле и ее первые разумные существа. Некоторое время они населяли землю, а потом ушли в другой мир. Некоторая часть этих разумных существ осталась на Земле для защиты и обучения людей наукам и ремеслам.

Дракон в Китае был, как правило, существом добрым, благодатным, милостивым к людям. За это китайцы своих драконов любили и воздавали им высокие почести. Среди многих титулов императора наиболее почетным был «живой дракон». Императорский трон именовался «драконьим престолом». На гербе государства красовался дракон.

Изображали драконов в самых причудливых формах. Глаза были похожи на кроличьи, а уши - на коровьи; у него были длинные усы; туловище походило на тело змеи, покрытое чешуей. Встречался и другой вариант: голова как у верблюда, усы как у зайца, глаза как у быка, шея как у змеи, брюхо как у ящерицы, чешуя,как у карпа, когти,как у орла, лапы как у тигра. Иногда дракона изображали в виде большой змеи или животного, напоминавшего одновременно и тигра и лошадь. Но во всех случаях облик чудовища был величественным, суровым и воинственным.

Существовали четыре типа драконов: небесный дракон, охранявший обители богов; божественный дракон, посылавший ветер и дождь; дракон земли, определявший направление и глубину рек и ручьев; подземный дракон, охранявший сокровища.

Народная фантазия создала множество разновидностей драконов - повелителей водной стихии. Существовало поверье, будто моря, реки и озера управлялись драконами, которые не поднимались в небо. Чуть ли не все непонятные явления природы люди стали связывать с проделками дракона. Их изображали среди облаков или среди волн, чтобы показать их способность управлять стихиями ветра и воды.

Легендарный правитель Китая Фуси ввел, по преданию, чины и ранги для чиновников и каждому из классов назначил особого драконьего покровителя. Так, парадные халаты чиновников высшего, седьмого ранга украшал вышитый золотыми нитками дракон лун, у которого на лапах было по пять когтей. Одеянию менее высокопоставленных лиц приличествовал дракон ман, обладавший всего четырьмя когтями. И так далее.

Вот уже близится торжество
— день рождения.
Все наденут цветные одежды
— примета этого времени.
Нужно халаты драконами увить
— чтоб обычай древний возродить.
И весны приметы не забудь,
и ветвь сосны зеленой изогнуть.
Неизвестный автор.
Из китайской дворцовой поэзии Эпохи Цин


Но и это еще не все. Китайцы делили драконов на желтых — хуан, зеленых — цин, красных — чжу, белых — бай, и черных — сюань, на чешуйчатых — цзяо, рогатых — цю, и безрогих — ни.

Весомая роль в Поднебесной отводилась дракону Лун-Вану, который властвовал над стихией воды и позиционировался как Царь над всеми драконами. Размер Лун-вана был в длину около 500 метров, его изображали с головой, на которой красовался гребень или оленьи рога. Глаза его были заячьими, уши — коровьими, шея - змеиной. Хребет его туловища украшал 81 шип и чешуя карпа. Лапы существа были похожи на тигриные, а когти на ястребиные. Голос дракона звучал как гонг. Под его подбородком чешуя немного выступала (на 12 дюймов) и росла в обратном направлении. Этого было достаточно, чтобы сразить человека. На голове у Луна прямо на лбу был некий нарост (гора Бошань), а под подбородком блестела жемчужина.

Лун-вана очень почитали в Китае. Его храмы были не только в каждом городе и деревне, но и у каждого озерца, всякого колодца, хотя у всех этих источников были и свои духи-драконы, рангом пониже. Однако во время засухи все молитвы были обращены к господину драконов — ведь дождями распоряжался он. Назывались эти молитвы "Моления о дожде", и проходили чаще всего в мае и июне. Согласно древним мифам, китайские крестьяне с ивовыми венками на голове, с курительными свечами и жертвенными деньгами под звуки гонга направлялись в городской храм дракона, где совершали древний ритуал поклонения и обращались к богам с просьбой о ниспослании дождя.

Пусть большой дождь льет потоком,
А маленький дождь – капля за каплей.
О нефритовый император,
О нефритовый император!
О бог города, О бог земли!
Сжальтесь над нами!
В руках держу я ивовые ветви,
Пусть дождь разольется по всей Поднебесной!


Продолжительная засуха рассматривалась, как отказ дракона послать дождь. Тогда исполняли обряд «бичевания дракона»: по сделанному из глины дракону наносили удары плетью или бамбуковой палкой, требуя послать дождь. Матерчатого дракона разрывали на части, а изображение Царя-дракона выставляли под палящие лучи солнца, чтобы он на себе испытал, что такое жара.

Судя по обрядам, эти обычаи пришли из очень далекой древности, но, тем не менее, сохранялись вплоть до первой половины двадцатого века. Так, в г. Чаньчуне в 1926 году было совершено подобное моление с участием даже буддийских монахов, и закончилось оно в православном храме, где все вместе на коленях молили о дожде, что говорит о веротерпимости китайцев. Дождь пошел через три дня.



В современном китайском обществе влияние дракона на народ немного ослабло, но до сих пор китайцы почитают и любят его изображение, оно встречается в быту и искусстве, образ этого могущественного существа по сей день внушает жителям некий благоговейный страх.

В существование драконов в Китае верили все, не только простолюдины, но и императоры, полководцы, художники, писатели и даже серьезные ученые.

Дракон – символ китайской нации, и вряд ли это когда-нибудь изменится.

Но Китай - не единственная восточная страна, где драконы занимали весомое место в мифологии. Много ли вы знаете о драконах Японии? Хотите ли узнать еще больше? Тогда моя следующая статья, я надеюсь, будет для вас также интересна.

Категория: Мифические животные | Добавил: lone_wolf (06.01.2017)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
§