Главная » Статьи » Статьи » Магический календарь

Святочная нечисть
Последний день перед Рождеством прошел.
Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды.
Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям
и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
Н. В. Гоголь



Святки – святые дни, зимние праздники от Рождества, в это время чествуют Коляду. Сопровождаются гулянья веселыми играми, ряженьем, пением колядок, гаданьями. Отмечаются святки шумно, раздольно, с неповторимой атмосферой святочного веселья. Празднование длится до Крещения Господня (Богоявления) - "от звезды и до воды", то есть от появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды.
Празднование на святках - смешение языческих и христианских обрядов, так как христианские праздники совпали по времени с древними языческими обрядами, отмечавшими зимний солнцеворот. Основным содержанием этих обрядов было общение с миром мертвых, от которых зависело благополучие живых.

В прошлом святки праздновались всеми, но в основном это праздник молодежи. Для потешных и забавных игр парни и девушки загодя готовили маски зверей и птиц, шутовские одеяния. Рядились, как кому хотелось, и в масках с шутками-прибаутками обходили дома, исполняли величальные, обрядовые песни о том, как родился Христос, как в гости к хозяину пришли Божьи посланники, и другие, плясали, поздравляли хозяев. Ибо "Всякая душа празднику рада", тем более "В день свят суеты спят", или "День свят, и дела наши спят", кроме того "Лето для старания, а зима – для гуляния". Умел русский народ повеселиться!




Однако, святки — опасный период, который принадлежит потусторонним силам, всяческой нечисти: колдуны, духи, мертвецы и т. д. свободно разгуливают по белу свету до самого Крещенья, и проказы их далеко не так безобидны, как у обаятельных гоголевских героев.

По поверьям, Бог, радуясь рождению Сына, выпустил с "того света" души умерших и всех чертей на волю. Они начинали ходить на второй день Рождества, а в день Крещения после вечерни исчезали. В канун Нового года, как считалось, пробуждаются и мертвецы; принимая вид животных, они расхаживают по земле. Нечистое время длится с Николы зимнего до Крещения: в это время "сатана повелевает своим слугам ходить по земле и предсказывать людям их судьбу".

К категории "святочных" духов можно причислить:


— имя того самого беса, который является людям на Святки во время зимних развлечений и игр. Именно в это время нечистая сила вовсю скитается по земле; зная о скором изгнании, бесы тоскуют и злобствуют, рыщут там и сям, мучая и терзая людей. Особенно часто заглядывает Святке на праздничные гадания молодежи, на их игрища, иногда губя неосторожных. Любит обернуться человеком, смешаться с толпой ряженых, а ночью подстерегает отставших от толпы колядующих и разрывает парней и девок на части.

Святке умеет не только превращаться в человека, но и принимать вид разных животных. Чтобы уберечься от него, во время святочных гаданий надо непременно очертиться магическим кругом, только непременно железным предметом: железа всякая нечисть боится пуще смерти. Однако надо следить, чтобы круговая черта нигде не прервалась, не то Святке убьет гадающего.



- это сезонные святочные демоны появляются на сочельник из трубы и уходят под воду на Крещенье. Также может их вытащить из проруби нерадивая хозяйка, если будет полоскать белье в ту неделю, что предшествует Богоявлению, хотя это строго запрещено. Женщины, бывает, даже сами не замечают, что сила нечистая к ним прицепилась. Спохватятся, уже когда бегают по улицам шуликуны — с горячими углями на железных сковородках или с железным каленым крюком в руках, которым могут захватить человека-пьяницу: кружат его, толкают в грязь, могут даже в прорубь заманить. Иногда ездят на ступах или печках. Ростом они с кулачок, иногда побольше, могут иметь конские ноги и заостренную голову, изо рта у них пылает огонь, носят белые самотканые кафтаны с кушаками и остроконечные шапки.

По некоторым поверьям, шуликунами становятся проклятые или погубленные матерями младенцы. Живут шуликуны в заброшенных и пустых сараях, но могут забраться в дом (если хозяйка не оградится крестом из хлеба), и тогда их выгнать трудно.

— это водяные демоны, выходящие в разгар зимы из воды на сушу после полуночи, а порой и средь бела дня. Особенно свирепствуют они в святочные дни. Они принимают самые различные облики: коня с человеческой головой и крыльями, голых людей, облепленных колючками, красных или черных бесенят, уродливых карликов, косматого, рогатого или хвостатого человека. Напав на запоздалого путника, караконджулы ездят на нем верхом до самого рассвета. Впрочем, от демона легко уберечься: достаточно вынуть из котомки хлеб, соль, любой железный предмет, сунуть к морде чудовища — а того уж и след простыл. Для защиты жилища закрывали дымоход, держали плотно закрытыми окна и двери. Накануне Рождества и Нового года оставляли на ночь на столе обильное угощение для караконджула, чтобы задобрить его. Караконджулами становились «нечистые покойники»: люди, которые умерли или родились в период святок; умершие в любое время некрещеные младенцы; самоубийцы; умершие девушки и юноши, не успевшие при жизни вступить в брак.


- это безобразные на вид существа, покрытые с головы до ног волосами. Они не могут говорить, а только поют без слов и пляшут. Встречаться со святочницами очень опасно. Руки у них с огромными, длинными ногтями, и этими ногтями они отколупывают у людей куски мяса и часто заколупывают до смерти. Есть, правда, у этих чудовищ одна слабость — кокетство. Как и все представительницы слабого пола, святочницы любят украшения. Это-то и спасло забредших однажды на пение в заброшенную баню девушек. Когда святочницы накинулись на них, одна из девиц вспомнила о страсти святочниц к бусам, сорвала их с шеи и рассыпала по полу; другие сделали то же самое. Святочницы обрадовались, бросились подбирать, а девушки тем временем успели добежать до дома и захлопнуть двери. Обитают святочницы обычно в неосвещенных избах.


— горбатые косоглазые старухи с волосатыми ногами и крючковатым носом тоже в святки не дремлют, и могут принять вид и сороки, и любого домашнего животного или даже какого-нибудь парня или девушки. Раз в святки глянула одна девица на улицу и увидела там парня, который ей нравился. Приникла к стеклу, он ее поцеловал — и враз неразумная с ума сошла.

В святки все надо делать благословясь: это помогает избежать козней нечистой силы, которая может принимать самые неожиданные обличья. В святки было принято ставить кресты на окнах и дверях и, конечно, на чердаках — излюбленном месте высадки "ночного десанта" чертей и ведьм. Причем предохранялись таким образом не только суеверные деревенские жители, но и горожане.


Считается, что во время Святок нельзя говорить "Чёрт возьми!" или "Чтоб тебя леший унёс!", потому что пожелание может быть исполнено в полной мере.
Для защиты от святочной нечисти или из боязни вызвать их недовольство есть ряд запретов, предписаний и правил поведения.

  • После праздничных трапез запрещалось убирать на ночь остатки еды, особенно кутью; её оставляли для душ умерших родственников.
  • Готовя еду, нельзя было её пробовать, стучать ложкой о край горшка, мешать кочергой головешки в печи.
  • Сидя за столом, одно место следовало оставить свободным для "души", "странника", "ангела".
  • Во время ужина не стоило дуть на ложку с горячей пищей, часто вставать и вновь садиться, пользоваться ножом, поднимать упавшую ложку, ставить локти на край стола, шуметь, голой рукой дотрагиваться до печи и т. п.
  • В течение всего святочного периода или в период с Рождества до Васильева дня нельзя было подметать и выносить мусор из дома , чтобы "не вынести свою удачу"; выливать воду за порог, «чтобы не облить души» ; оставлять в доме прялку, веретено и ткацкий стан.
  • Строго соблюдались запреты шить, вязать, вить, мотать, крутить, прясть, ткать, стирать, рубить, резать, колоть шилом, иначе на свет появятся увечные новорожденные дети и приплод у скота.
  • Считалось опасным выходить из дома после захода солнца, особенно беременным женщинам; женщины по вечерам старались не называть себя и друг друга по именам; не выгребали пепел и сгоревшие угли из очага. Супругам следовало избегать половой близости, чтобы зачатые в это время дети не стали упырями.

    Не счесть числа проискам злых сил, но существуют еще, оказывается, и добрые духи. Они предупреждают об опасности и могут даже уберечь от козней нечисти. Так, в одной старинной былине рассказывается о том, как добрые духи увели девушек от опасного, нечистого места, позвав их материнским голосом домой, а на этом месте потом образовалась страшная трясина. Помогают добрые святочные духи и измениться человеку к лучшему и изменить всю жизнь, показав в святочную ночь его прошлое и ожидающее мрачное будущее в случае, если тот останется прежним.


    …Но Рождество приносит мне добро
    и будет приносить добро, и да здравствует Рождество!

    Ч. Диккенс. Рождественская песнь в прозе

  • Категория: Магический календарь | Добавил: lone_wolf (05.01.2017)
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    §