Главная » Статьи » Статьи » Магический календарь

Дед Мороз


Наверное, в жизни каждого такое письмо было. Лично у меня до сих пор сохранилось такое письмо моей дочери (сочинила, как только научилась писать).

Кто же этот Дед, к которому раз в год хочется обратиться в любом возрасте, в которого хочется верить, от которого ждешь подарков каждый год?

Сейчас у Деда Мороза есть своя резиденция, почтовый и электронный адрес. О, бедные молодые родители.

А ведь в Россию (точнее социалистическую республику) как канонический образ Дед Мороз вернулся лишь в конце 1930х годов, когда после нескольких лет запрета была разрешена новогодняя государственная ёлка для детей. (1936г.)

В культуре русских крестьян Мороз воспринимался как важная природная стихия, с которой необходимо было поддерживать добрые отношения, чтобы обеспечить хороший урожай. У восточных славян стихия мороза представлялась в образе старика низенького роста, с длиной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет.
Мороз невелик да стоять не велит

До начала 20 века сохранился обряд кликанья Мороза – зазывание его на трапезу, угощение. Этот обряд приурочивался к некоторым переломным моментам в году – святочный период. Период Святок, захватывающий конец старого года и начало нового, – значимая временная точка, определяющая будущее и срок безраздельного господства холодов, которые так и назывались «рождественские» и «крещенские» морозы.

Обряд зазывания мороза представляет собой вынос угощения в определенное место и время с приговоркой.

Дед-Мороз, Дед-Мороз!
Приходи блины есть и кутью!
А летом не ходи, огурцы не съедай,
Росу не убивай и ребятишек не гоняй.

Место, где совершалось кликанье Мороза, имело особое значение для крестьянского сознания: открытое окно, порог, крыльцо, огород, печная труба, подпол. Всё это границы между «своим» и «чужими» мирами, «каналы» связи.

Угощение мороза совершалось не только в Святки, но и в дни, связанные со встречей весны, в период подготовки к посевным работам.

Мороз, Красный Нос! Вот тебе
Хлеб и овес! А теперь убирайся
По добру, по здорову!

Обряд угощения Мороза, нашел отражение в сказках, где Трескун, выступающий в роли помощника, обращается к герою: «Кобылин сын, накорми меня хлебом, я тебе худым временем сгожусь». В сказках Мороз выступает помощником сказочного героя, которому необходима помощь мифологических существ, способных управлять природными стихиями – Трескун или Студенец. Мороз – хозяин погоды, наделен губительной силой, но в то же время заботится о живых существах, могущих пострадать.

Всем известен сказочный персонаж Морозко - строгий, но справедливый старик, наказывающий невежливых и ленивых героев и одаряющий тех, кто ведёт себя правильно.

Мороз не случайно изображается и называется стариком – это возраст в рамках не человеческой жизни, а существования мифологического персонажа. Мороз в этом плане не просто старый, а древний, принадлежащий ко временам первотворения.


Традиционный образ Мороза, как природной стихии зимнего периода, в виде старика, характеристики сказочных персонажей, связанных с этой стихией, наряду с влиянием западноевропейских рождественских обычаев, легли в основу формирования в конце 19 – начале 20 веков в русской городской среде образа Деда Мороза, как сезонного (рождественского) мифологического персонажа. Позднее, в связи с сужением времени празднования, перехода от старого года к новому – от 2х недель святочного периода до одной ночи с 31 декабря на 1 января – Дед Мороз превратился в символ праздника Нового года, каковым и остаётся по сию пору.

Категория: Магический календарь | Добавил: lone_wolf (05.01.2017)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
§