Главная » Статьи » Статьи » Боги

Морриган
Помоги же нам, Морриган,
Видишь рушится старый мир,
Слышишь, вороны
Собрались на кровавый пир.
Смерти вестники глухо каркают
И от крыльев их не видать ни зги.
Взять нам вверх над своими страхами,
Морриган, помоги!
Сергей Сухоминский

Ирландия - страна войн, сражений, восстаний. Народ сильный, эмоциональный, грозный. Завоевание острова, борьба за территорию, плодородные земли, обширные леса, зеленые пастбища. Да много ли поводов надо, чтобы напасть на соседа? Вовсе нет. А если есть война, есть и те, кто ей покровительствуют.

Читая древнеирландские мифы и легенды, можно заметить, что главным занятием для всех воинов было доказывание своего превосходства, мол "я тут самый крутой герой". Мерило - количество поверженных врагов, которых считали по отрубленным головам (при чем не имело значения, противник ли это, родственник или сосед), способность угнать скот и множество других подобных вещей. Немного похоже на преступников, не находите? Да, в нашем понимании они явно не походили на героев, готовых отдать жизнь, чтобы спасти других. Хотя везде есть исключения, но об этом позже. В общем, воинственный народ. А это, в свою очередь, означает, что боги войны были далеко не последними в пантеоне древних ирландцев. Хотя, даже не так. Они занимали там ведущее место. 

Морриган – кельтская богиня войны. Исследователи до сих пор не пришли к единому мнению, как трактовать ее имя. Считается, что «Mor rigan» - «Великая королева», но существуют и такие варианты переводов, как «Королева Призраков», «Великая Госпожа Ворон».

Отчасти это может быть связано с многообразием проявлений богини. В отличие от многих других мифологий, в кельтской Морриган была не просто конкретным божеством, а скорее архетипом, включавшим множество ликов Богини-Воительницы. В троичном лике она является вместе с Бадб («неистовая»), Немайн («ядовитая»). Однако некоторые утверждают, что Фи («злобная») и Маха («сама битва») так же являются образами Морриган.

Окунувшись же в мир древних сказаний и легенд, замечаешь, что лики эти неотделимы друг от друга. Так в истории «Похищение быка из Куальнге» говорится: «Немайн, то есть Бадб, привела в такое смятение войска, что четыре ирландских провинции перебили друг друга своими собственными копьями и мечами, и сто воинов умерли от ужаса в эту ночь». Сами ирландцы, похоже, не сильно различали богинь. И это наталкивает на мысль, что все три (или пять) они, действительно, одна и та же богиня. 

Кто же она такая?

У этой женщины было много обличий. Чаще всего Морриган представляли облачённой в воинские доспехи и держащей в каждой руке по копью. Своим боевым кличем, по силе превосходящим крик десяти тысяч воинов, он была способна воодушевить на подвиги целые армии. Но на этом все не заканчивалось. Вообще, чем больше разных ипостасей и образов было у бога, тем могущественнее он считался. И тут мало кто мог сравниться с воительницей. Иногда она представала перед героями в облике любвеобильной красавицы, предлагая свое покровительство и поддержку. Любимый же образ богини - черная ворона. Именно в этом виде её чаще всего соотносили с Бадб. Кроме того в разных текстах можно заметить, что она обращалась в угря, красную телку, волка и многих других животных. И эта многообразность, многоаспектность богини говорит о том, что суть ее гораздо шире, нежели просто покровительство воинам. Власть и опека - вот более точное отражение Морриган. Она присматривала за Ирландией, ее воинами, всем живым миром. И могла даровать жизнь или смерть.

Был у Морриган и еще один образ, о котором стоит упомянуть отдельно. Он в некоторой степени тоже отражает истинную суть воительницы. Опекунская функция богини тесно связана с предвидением ею судеб тех, кто находился под ее покровительством. В саге о разрушении Дома ДаХога, король Кормак, собираясь в опасный путь, встречается с ужасным воплощением богини – красной женщиной, которая у брода реки моет колесницу и сбрую коней, от чего вода становится красной от крови. А сама она говорит: «Я мою сбрую короля, что должен погибнуть».

В отличие от многих других богов, которые постепенно потеряли свое влияние в пантеоне, Морриган задержалась в нем надолго, вплоть до наших дней. Если говорить в общем, то её роль схожа с ролью Валькирий в германо-скандинавской мифологии. Она никогда не принимала участия в битвах лично, но непременно присутствовала на поле боя и использовала всё своё могущество, чтобы помочь той или иной стороне, предрешая тем самым исход боя и гибель того или иного человека. Более всего помогала она племенам богини Дану (или как звучат они на языке оригинала «Туата Де Дананн»).

Встреча с королями племени Туата Де Дананн

Науду, накануне битвы с Фир Болг (третье из мифических племен, правившее Ирландией). Таинственная красавица разделила ложе с мужчиной. Перед тем же как покинуть любовника, незнакомка разожгла в короле истинную ярость воина, а сама обратилась в ворону и облетела поля битвы. Нуаду понял, что это была сама Морриган. В следующий раз пришла она перед второй битвой туатов с фоморами при Маг Туиред. Морриган явилась Дагде, как являлась Нуаду. Богиня пообещала, что обратит свои чары против короля фоморов, Индеха, «иссушив кровь в его сердце и отняв почки доблести», поэтому, когда несчастный появился на поле боя, он уже был обречён. Во время самой битвы богиня ободряла туатов, поднимая их моральный дух.

Друг друга режут стар и мал,
Так зло смеясь над нами,
Играют Морриган с Иштар
Людскими головами
(Иштар – ассиро-вавилонская богиня любви и войны)

Очень часто Морриган приписывается и дар пророчества. С этим умением у многих исследователей кельтской мифологии ассоциируется образ «прачки»: герои встречали Морриган у брода в тот момент, когда она стирала красные одежды, сбрую коней и тп. Однако для многих такие встречи не сулили долгой жизни. Чаще всего те, кто встречал богиню в таком образе, вскоре погибали. 

Однако не только войной и смертью жила богиня. Её сердце было способно и на такое светлое чувство, как любовь. Своими мужеством и отвагой очаровал её полубог, герой Кухулин (сын Луга - одного из наиболее значительных богов племени Туата Де Дананн). Однажды уснувшего Кухулина разбудил оглушительный вопль, донесшийся с севера. Она явилась герою как юная черноволосая девушка в колеснице, одетая в многоцветный плащ и зелёное платье, и предложила свою любовь и помощь в войнах. Но Кухулин отверг это предложение, заявив, что от войн он устал, а с женщинами не желает иметь дела. «Тогда плохо тебе будет, когда будешь иметь дело с мужчинами», — ответила незнакомка. Кухулин в гневе выхватил меч, но увидел пред собой ворону, сидевшую на ветке. Лишь тогда он осознал, кто перед ним был. Впоследствии богиня всячески мешала Кухулину в битвах: один раз она обратилась в угря и обвилась вокруг ног героя, потом превращалась в телку и волка. Но всякий раз герою удавалось ранить Морриган. Но однажды он повстречал покалеченную старуху, доившую корову с тремя сосцами. Кухулина мучала жажда, и он попросил у доярки молока. Та дала три порции молока, взятого от каждого из сосцов. Всякий раз мужчина благодарил старуху за новую порцию напитка, а у старой женщины от этого проходили увечья. Этой женщиной была Морриган, вылеченная таким образом Кухулином от трёх увечий, которые он нанёс во время схваток. С тех пор богиня и герой стали неразлучными спутниками до самой гибели Кухулина.

До сих пор есть те, кто поклоняются культу Морриган. Однако сейчас её религиозная роль отличается от той, что была в древности, ведь люди больше не вовлечены в ежедневные битвы. Поэтому в настоящее время Морриган - божество, покровительствующее сильным, независимым людям, и особенно тем, кто стоит на пути Воина.

Категория: Боги | Добавил: lone_wolf (05.01.2017)
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
§